Понятие патриотизма и интернационализма
Наше государство сегодня переживает не лучшие дни, поэтому необходимость работы по патриотическому воспитанию школьников в настоящее время ни у кого не вызывает сомнения. Патриотизм и культура межнациональных отношений имеют огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Они выступают как составные элементы его мировоззрения и отношения к родной стране, другим нациям и народам. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности.
Отрадно отметить, что для организации такой работы была принята в марте 2000 г. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001—2005 годы», в которой четко определены направления и цели патриотического воспитания подрастающего поколения.
Систематическая работа по патриотическому воспитанию проводится во всех школах России. Патриотическое воспитание — это формирование в ребенке приверженности важнейшим духовным ценностям. Воспитание патриотических чувств, заботы об интересах нашей великой страны, готовности ради Родины к самопожертвованию, верности Отчизне в период военных испытаний, гордости за героическое прошлое нашего Отечества, за научно-технический и культурный вклад России в мировую цивилизацию.
В этом определении акцент делается главным образом на различных отношениях личности к родине. Но очевидно, что эти отношения нельзя свести только к нравственным чувствам. Они имеют более широкий смысл и включают в себя соответствующую потребностно-мотивационную сферу личности, ее патриотическое сознание и поведение, которые, будучи закрепленными, в своей совокупности и характеризуют патриотизм как моральное качество. С этой точки зрения патриотизм можно определить как такое нравственное качество человека, которое выражается в его любви и преданности своей родине, осознания ее величия и славы и переживания своей духовной связи с ней, в потребности и стремлении в любых условиях беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять ее могущество и независимость.
Не менее сложным является и понятие культуры межнациональных отношений. Здесь, прежде всего, нужно иметь в виду, что в лексическом значении слово культура обозначает «высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, совершенное умение». С этой точки зрения культура межнациональных отношений есть не что иное, как высокая степень совершенства и развития этих отношений, которые проявляются в межнациональных экономических и духовных связях разных народов, в соблюдении определенного нравственного такта и взаимной уважительности людей различных национальностей друг к другу, в их общении и недопустимости какого-либо пренебрежения к языку, национальным обычаям и традициям других народов.
Следует отметить, что раньше, когда существовал Советский Союз как единое государство, в педагогике речь обычно шла о воспитании советского патриотизма и интернационализма, причем последние мыслились как дружба между народами, строящими социалистическое общество. Как видим, понятия эти были слишком политизированы. Теперь же они приобрели свой истинный этический смысл, и в настоящее время более правильно говорить о воспитании патриотизма и культуры межнациональных отношений как нравственных качеств личности.
Следует, однако, более детально уяснить содержание патриотизма и культуры, межнациональных отношений. В частности, патриотизм включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к родному языку; заботу об интересах родины; проявление гражданских чувств и сохранение верности родине; гордость за ее социальные и культурные достижения; отстаивание ее свободы и независимости; уважительное отношение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; стремление посвящать свой труд, силы и способности расцвету родины.
К содержанию культуры межнациональных отношений следует отнести: уважение к людям различных национальностей; соблюдение нравственного такта по отношению к языку, национальным обычаям и традициям других народов; проявление интереса к достижениям культуры и жизни других государств и народов; стремление развивать общечеловеческие ценности.
Однако для процесса воспитания и формирования патриотизма и культуры межнациональных отношений необходимо знать не только их сущность и содержание, но и те внутренние, или, как иногда их называют, психологические, структурные компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители этих нравственных качеств. Как и в других моральных качествах, в патриотизме и культуре межнациональных отношений можно выделить следующие из этих компонентов: потребностно-мотивационный, интеллектуально-эмоциональный, поведенческий и волевой, развитие которых требует специфической методики воспитательной работы. Какой же она должна быть?
Чтобы подойти к сути направлений самого процесса патриотического воспитания, необходимо определиться, на чем оно будет базироваться. Вера в Россию, в ее будущее — эта основа, краеугольный камень всей системы патриотического воспитания. Каковы же направления этой сложной и ответственной работы? К ним относятся:
военно-патриотическое воспитание;
героико-патриотическое воспитание;
национально-патриотическое воспитание;
гражданское воспитание;
гражданско-патриотическое воспитание.
Рассмотрим, какой смысл вкладывается в эти понятия.
Военно-патриотическое воспитание — это составная часть патриотического воспитания, ориентированная на формирование у школьников глубокого патриотического сознания, идей служения Отечеству и его вооруженной защите, воспитание чувства гордости за русское оружие, уважение к военной истории, стремления к военной службе, сохранению и приумножению славных воинских традиций. В настоящее время, на мой взгляд, это направление особенно актуально, так как резко упал престиж военных профессий, юноши не хотят служить в армии, произошел не всегда верный пересмотр истории страны. Поле деятельности педагогов и воспитателей в этом направлении огромно.
Героико-патриотическое воспитание ориентировано на пропаганду военных профессий, знаменательных исторических дат, воспитание гордости за деяния героических предков. Нам есть, чем гордиться, есть, о чем рассказывать детям. Тем более что арсенал форм и методов работы в этом направлении велик, и не стоит им пренебрегать.
Национально-патриотическое воспитание формирует в детях чувство любви к своей малой родине, уважительное отношение к национальным традициям и культуре, пробуждение чувства гордости за свой (пусть даже очень маленький) народ.
Гражданское воспитание — это формирование правовой культуры, четкой гражданской позиции, готовности к сознательному и добровольному служению своему народу. Помните, у Н.А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Гражданское воспитание характеризуется таким определением, как гражданственность. Человеку с четкой гражданской позицией до всего есть дело, он за все чувствует себя в ответе. Для него понятие Родины свято. Убежден в том, что формирование активной гражданской позиции нужно начинать в начальной школе.
Формирование у учащихся интеллектуально-эмоционального компонента патриотизма и культуры межнациональных отношений.
Гражданско-патриотическое воспитание базируется на сложившейся правовой базе, регулирующей отношения между государством и молодежью, которая призвана обеспечить на практике молодым людям все необходимые права. Работа в этом направлении в современных условиях затруднена из-за несовершенства нормативно-правовой базы государства. К сожалению, до сих пор не принят закон о «Молодежной политике», не работают отдельные положения других законов, затрагивающие интересы молодых. По мнению социологов, гражданско-патриотическое воспитание возможно при условии» если 80% молодежи устраивают законы, которые приняты в государстве.
Этот компонент включает в себя обогащение учащихся знаниями, развитие их мышления, а также чувств, связанных с любовью и преданностью родине и культурой межнациональных отношений. Основными средствами в решении этих задач являются обучение и различные формы внеклассной воспитательной работы. Чтобы эта работа была педагогически эффективной, она должна быть содержательной, характеризоваться высокой эмоциональностью и иметь определенную внутреннюю логику.
Содержание патриотического и интернационального воспитания в учебной и внеучебной деятельности реализуется с помощью многообразных форм и методов. Важную роль в патриотическом воспитании играет организация работы по изучению государственных символов Российской Федерации: герба, флага, гимна, символики других стран. Большое значение в этой работе придается предметам гуманитарного и естественного циклов, при этом каждый школьный предмет обладает своими специфическими особенностями, будь то природоведение или историческое чтение в начальных классах, география или литература в старших классах. Изучение природы родного края, его исторического прошлого эмоционально переживается ребенком, укрепляет и развивает чувство любви к Родине.
С содержательной точки зрения патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения осуществляются в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо своей Родины; формирования бережного отношения к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа; воспитания любви к малой родине, к своим родным местам; воспитания готовности к защите Родины, укреплению ее чести и достоинства, установлению братских, дружественных отношений с представителями других стран и народов, изучению обычаев и культуры разных этносов.
Формированию культуры межнационального общения способствует изучение иностранных языков, раскрывающих историю, культуру стран изучаемого языка, традиции и обычаи народов этих стран.
Гражданское воспитание предполагает формирование у учащихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники, культуры. Это направление воспитательной работы школы достигается в процессе знакомства с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, конструкторов, писателей, художников, актеров и др.
Необходимой составной частью формирования патриотического и интернационального сознания является изучение фактического материала о защите нашего отечества, о воинской доблести и славе народов нашей страны. Эта работа наиболее эффективна на уроках литературы, истории, родного и русского языков, во внеклассной воспитательной деятельности.
Рассмотрим пример форм и методов образовательно-воспитательного процесса в школе на примере уроков литературы.
ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Учитель-словесник должен максимально использовать это для воспитания у школьников патриотических и интернациональных чувств и формирования у них мировоззрения патриота-интернационалиста. Причем такая установка не становится каким-то отдельным аспектом в преподавании предмета, а, составляя основу воспитывающего обучения, органически входит в систему глубокого и многопланового изучения литературы, требуя лишь определенного внимания к элементам, важным и для интернационального воспитания.
Широкие возможности для интернационального воспитания предоставляет уже программа литературного курса средних классов. Разнообразие материала, представленного здесь, позволяет сосредоточить внимание на различных аспектах национальной и интернациональной проблематики, воздействуя тем самым на душу и сознание школьников.
Один из таких аспектов - актуализация интернациональных мотивов в произведениях русских писателей, фактов дружелюбного и уважительного отношения их к населявшим Россию народам.
Методика работы должна пронизывать, последовательно корректируясь в соответствии с возрастом школьников и особенностями литературного материала, разбор произведений с интернациональной проблематикой в системе всего курса. "Кавказский пленник" - первое звено в этой системе, призванное в дальнейшем направлять внимание учащихся на интернациональные мотивы "Капитанской дочки" А.С. Пушкина, "Мцыри" М.Ю. Лермонтова, произведений этих и других русских писателей, изучаемых в старших классах. Это необходимое условие для того, чтобы учащиеся правильно осознали итоговое в данном аспекте понятие - "интернационализм русской литературы", восприняли его как отражение в русской литературе жизни разных народов и утверждение дружбы между ними, той дружбы, которая сегодня должно составлять самое существо не только нашей литературы, но и нашей жизни. Овладение этим понятием, на базе которого только и может быть обеспечено сознательное понимание диалектики национального и интернационального в жизни и литературе, имеет важное значение в формировании мировоззрения патриота-интерационалиста.
Актуализация интернациональных мотивов в творчестве русских писателей - это только один из аспектов интернационального воспитания учащихся на уроках литературы. Иной подход связан с изучением включенных в школьную программу произведений литературы других народов, которые наглядно демонстрируют учащимся духовное единство разных наций и народностей.
Обращаемся к такому приему, как сравнение разных переводов одного произведения с оригиналом и между собой. Анализируя стихотворение, отмечаем, что мечта о "о семье великой, семье вольной, новой", которую выражает украинский поэт, была присуща и А.С. Пушкину, думавшему о том времени, "когда народы распри позабыв, в великую семью соединятся". Подводим учащихся к мысли: интернациональный характер этого произведения проявляется и в том, что в его создании участвуют два языка - украинский, на котором оно написано, и русский, который через перевод делает стихотворение достоянием многонационального читателя. Сопоставляем оригинал и переводы стихотворения, осуществленные А. Твардовским и Н. Тихоновым.
Интернациональное воспитание неразрывно связано с патриотическим воспитанием. Истинный патриот не может не быть интернационалистом. Поэтому в интернациональном воспитании средствами художественной литературы полезно опираться на патриотические чувства учащихся. Для этого есть и литературоведческая, и педагогическая основы. Есть и определенные методические приемы. Один из них - сопоставление изучаемого на уроке произведения русского писателя с произведением писателя другой национальности на основе сходства проблематики, сюжетных сближений, художественно-образных перекличек. Такой прием можно использовать практически при изучении каждой темы.
Литература:
1. Ю.Галанин О патриотическом воспитании//Воспитание школьников 2002 №8
2. Педагогическая энциклопедия
3. Богданова О.С. Нравственное воспитание старшеклассников\ М., 1988.
4. Философский словарь \ ред. Фролов М., 1986
5. Теория и практика коммунистического воспитания
|