Понедельник, 16.12.2024, 03:37
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Личный сайт педагога дополнительного образования Селиной Елены Владимировны

Главная » Статьи » Мои статьи

Проблема патриотического и интернационального воспитания личности

 Понятие патриотизма и интернационализма

           Наше государство сегодня переживает не лучшие дни, поэтому необходимость работы по патриотиче­скому воспитанию школьников в насто­ящее время ни у кого не вызывает сомне­ния. Патриотизм и культура межнациональных отношений имеют огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Они выступают как составные элементы его мировоз­зрения и отношения к родной стране, другим нациям и наро­дам. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и на­циональных святынь укрепляется любовь к родине, появляет­ся чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности.

           Отрадно отметить, что для органи­зации такой работы была принята в мар­те 2000 г. Государственная программа «Па­триотическое воспитание граждан Рос­сийской Федерации на 2001—2005 годы», в которой четко определены направления и цели патриотического воспитания под­растающего поколения.

           Систематическая работа по патриоти­ческому воспитанию проводится во всех школах России. Патриотическое вос­питание — это формирование в ребенке приверженности важнейшим духовным ценностям.            Воспитание патриотических чувств, заботы об интересах нашей вели­кой страны, готовности ради Родины к самопожертвованию, верности Отчизне в период военных испытаний, гордости за героическое прошлое нашего Отечества, за научно-технический и культурный вклад России в мировую цивилизацию.

           В этом определении акцент делается главным образом на различных отношениях личности к родине. Но оче­видно, что эти отношения нельзя свести только к нравственным чувствам. Они имеют более широкий смысл и включают в себя соответствующую потребностно-мотивационную сферу лич­ности, ее патриотическое сознание и поведение, которые, бу­дучи закрепленными, в своей совокупности и характеризуют патриотизм как моральное качество. С этой точки зрения пат­риотизм можно определить как такое нравственное качест­во человека, которое выражается в его любви и преданности своей родине, осознания ее величия и славы и переживания своей духовной связи с ней, в потребности и стремлении в любых условиях беречь ее честь и достоинство, практически­ми делами укреплять ее могущество и независимость.

          Не менее сложным является и понятие культуры межнаци­ональных отношений. Здесь, прежде всего, нужно иметь в виду, что в лексическом значении слово культура обозначает «высо­кий уровень чего-нибудь, высокое развитие, совершенное уме­ние». С этой точки зрения культура межнациональных отно­шений есть не что иное, как высокая степень совершенства и развития этих отношений, которые проявляются в межнаци­ональных экономических и духовных связях разных народов, в соблюдении определенного нравственного такта и взаимной уважительности людей различных национальностей друг к другу, в их общении и недопустимости какого-либо пренебре­жения к языку, национальным обычаям и традициям других народов.

          Следует отметить, что раньше, когда существовал Совет­ский Союз как единое государство, в педагогике речь обычно шла о воспитании советского патриотизма и интернационализ­ма, причем последние мыслились как дружба между народами, строящими социалистическое общество. Как видим, понятия эти были слишком политизированы. Теперь же они приобрели свой истинный этический смысл, и в настоящее время более правильно говорить о воспитании патриотизма и культуры межнациональных отношений как нравственных качеств лич­ности.

           Следует, однако, более детально уяснить содержание патри­отизма и культуры, межнациональных отношений. В частнос­ти, патриотизм включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к родному языку; заботу об интересах родины; проявление гражданских чувств и сохранение верности родине; гордость за ее социальные и культурные достижения; отстаивание ее свобо­ды и независимости; уважительное отношение к историческо­му прошлому родины и унаследованным от него традициям; стремление посвящать свой труд, силы и способности расцвету родины.

            К содержанию культуры межнациональных отношений следует отнести: уважение к людям различных националь­ностей; соблюдение нравственного такта по отношению к языку, национальным обычаям и традициям других народов; проявление интереса к достижениям культуры и жизни других государств и народов; стремление развивать общечеловеческие ценности.

           Однако для процесса воспитания и формирования патрио­тизма и культуры межнациональных отношений необходимо знать не только их сущность и содержание, но и те внутренние, или, как иногда их называют, психологические, структурные компоненты, которые в своей совокупности выступают как но­сители этих нравственных качеств. Как и в других моральных качествах, в патриотизме и культуре межнациональных отно­шений можно выделить следующие из этих компонентов: по­требностно-мотивационный, интеллектуально-эмоциональ­ный, поведенческий и волевой, развитие которых требует специ­фической методики воспитательной работы. Какой же она должна быть?

           Чтобы подойти к сути направлений самого процесса патриотического воспи­тания, необходимо определиться, на чем оно будет базироваться. Вера в Россию, в ее будущее — эта основа, краеугольный камень всей системы патриотического воспитания. Каковы же направления этой сложной и ответствен­ной работы? К ним относятся:

военно-патриотическое воспитание;

героико-патриотическое воспитание;

национально-патриотическое воспитание;

гражданское воспитание;

гражданско-патриотическое воспитание.

 

Рассмотрим, какой смысл вкладывает­ся в эти понятия.

         Военно-патриотическое воспитание — это составная часть патриотического вос­питания, ориентированная на формиро­вание у школьников глубокого патрио­тического сознания, идей служения Оте­честву и его вооруженной защите, воспи­тание чувства гордости за русское ору­жие, уважение к военной истории, стрем­ления к военной службе, сохранению и приумножению славных воинских тради­ций. В настоящее время, на мой взгляд, это направление особенно актуально, так как резко упал престиж военных профес­сий, юноши не хотят служить в армии, произошел не всегда верный пересмотр истории страны. Поле деятельности пе­дагогов и воспитателей в этом направле­нии огромно.

         Героико-патриотическое воспитание ориентировано на пропаганду военных профессий, знаменательных историчес­ких дат, воспитание гордости за деяния героических предков. Нам есть, чем гор­диться, есть, о чем рассказывать детям. Тем более что арсенал форм и методов рабо­ты в этом направлении велик, и не стоит им пренебрегать.

         Национально-патриотическое воспита­ние формирует в детях чувство любви к своей малой родине, уважительное отно­шение к национальным традициям и культуре, пробуждение чувства гордости за свой (пусть даже очень маленький) на­род.

         Гражданское воспитание — это форми­рование правовой культуры, четкой граж­данской позиции, готовности к сознатель­ному и добровольному служению своему народу. Помните, у Н.А. Некрасова: «По­этом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Гражданское воспита­ние характеризуется таким определением, как гражданственность. Человеку с чет­кой гражданской позицией до всего есть дело, он за все чувствует себя в ответе. Для него понятие Родины свято. Убежден в том, что формирование активной граж­данской позиции нужно начинать в на­чальной школе.

Формирование у учащихся интеллектуально-эмоцио­нального компонента патриотизма и культуры межнациональ­ных отношений.

        Гражданско-патриотическое воспита­ние базируется на сложившейся правовой базе, регулирующей отношения между государством и молодежью, которая при­звана обеспечить на практике молодым людям все необходимые права. Работа в этом направлении в современных услови­ях затруднена из-за несовершенства нор­мативно-правовой базы государства. К сожалению, до сих пор не принят закон о «Молодежной политике», не работают отдельные положения других законов, за­трагивающие интересы молодых. По мне­нию социологов, гражданско-патриотическое воспитание возможно при условии» если 80% молодежи устраивают законы, которые приняты в государстве.

          Этот компонент включает в себя обогащение учащихся знаниями, развитие их мышления, а также чувств, связанных с любовью и преданностью родине и культурой меж­национальных отношений. Основными средствами в решении этих задач являются обучение и различные формы внеклассной воспитательной работы. Чтобы эта работа была педагогичес­ки эффективной, она должна быть содержательной, характери­зоваться высокой эмоциональностью и иметь определенную     внутреннюю логику.

        Содержание патриотического и интернационального воспита­ния в учебной и внеучебной деятельности реализуется с помощью многообразных форм и методов. Важную роль в патриотическом воспитании играет организация работы по изучению государст­венных символов Российской Федерации: герба, флага, гимна, символики других стран. Большое значение в этой работе при­дается предметам гуманитарного и естественного циклов, при этом каждый школьный предмет обладает своими специфически­ми особенностями, будь то природоведение или историческое чтение в начальных классах, география или литература в старших классах. Изучение природы родного края, его исторического про­шлого эмоционально переживается ребенком, укрепляет и разви­вает чувство любви к Родине.

       С содержательной точки зрения патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения осуществ­ляются в процессе включения учащихся в активный созидатель­ный труд на благо своей Родины; формирования бережного от­ношения к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа; воспитания любви к малой роди­не, к своим родным местам; воспитания готовности к защите Ро­дины, укреплению ее чести и достоинства, установлению брат­ских, дружественных отношений с представителями других стран и народов, изучению обычаев и культуры разных этносов.

       Формированию культуры межнационального общения способ­ствует изучение иностранных языков, раскрывающих историю, культуру стран изучаемого языка, традиции и обычаи народов этих стран.

       Гражданское воспитание предполагает формирование у уча­щихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники, культуры. Это направление воспитатель­ной работы школы достигается в процессе знакомства с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, конструкторов, писателей, художников, актеров и др.

       Необходимой составной частью формирования патриотическо­го и интернационального сознания является изучение фактиче­ского материала о защите нашего отечества, о воинской добле­сти и славе народов нашей страны. Эта работа наиболее эффек­тивна на уроках литературы, истории, родного и русского язы­ков, во внеклассной воспитательной деятельности.

 

       Рассмотрим пример форм и методов образовательно-воспитательного процесса в школе на примере уроков литературы.

ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

          Учитель-словесник должен максимально использовать это для воспитания у школьников патриотических и интернациональных чувств и формирования у них мировоззрения патриота-интернационалиста. Причем такая установка не становится каким-то отдельным аспектом в преподавании предмета, а, составляя основу воспитывающего обучения, органически входит в систему глубокого и многопланового изучения литературы, требуя лишь определенного внимания к элементам, важным и для интернационального воспитания.

          Широкие возможности для интернационального воспитания предоставляет уже программа литературного курса средних классов. Разнообразие материала, представленного здесь, позволяет сосредоточить внимание на различных аспектах национальной и интернациональной проблематики, воздействуя тем самым на душу и сознание школьников.

          Один из таких аспектов - актуализация интернациональных мотивов в произведениях русских писателей, фактов дружелюбного и уважительного отношения их к населявшим Россию народам.

          Методика работы должна пронизывать, последовательно корректируясь в соответствии с возрастом школьников и особенностями литературного материала, разбор произведений с интернациональной проблематикой в системе всего курса. "Кавказский пленник" - первое звено в этой системе, призванное в дальнейшем направлять внимание учащихся на интернациональные мотивы "Капитанской дочки" А.С. Пушкина, "Мцыри" М.Ю. Лермонтова, произведений этих и других русских писателей, изучаемых в старших классах. Это необходимое условие для того, чтобы учащиеся правильно осознали итоговое в данном аспекте понятие - "интернационализм русской литературы", восприняли его как отражение в русской литературе жизни разных народов и утверждение дружбы между ними, той дружбы, которая сегодня должно составлять самое существо не только нашей литературы, но и нашей жизни. Овладение этим понятием, на базе которого только и может быть обеспечено сознательное понимание диалектики национального и интернационального в жизни и литературе, имеет важное значение в формировании мировоззрения патриота-интерационалиста.

         Актуализация интернациональных мотивов в творчестве русских писателей - это только один из аспектов интернационального воспитания учащихся на уроках литературы. Иной подход связан с изучением включенных в школьную программу произведений литературы других народов, которые наглядно демонстрируют учащимся духовное единство разных наций и народностей.

         Обращаемся к такому приему, как сравнение разных переводов одного произведения с оригиналом и между собой. Анализируя стихотворение, отмечаем, что мечта о "о семье великой, семье вольной, новой", которую выражает украинский поэт, была присуща и А.С. Пушкину, думавшему о том времени, "когда народы распри позабыв, в великую семью соединятся". Подводим учащихся к мысли: интернациональный характер этого произведения проявляется и в том, что в его создании участвуют два языка - украинский, на котором оно написано, и русский, который через перевод делает стихотворение достоянием многонационального читателя. Сопоставляем оригинал и переводы стихотворения, осуществленные А. Твардовским и Н. Тихоновым.

          Интернациональное воспитание неразрывно связано с патриотическим воспитанием. Истинный патриот не может не быть интернационалистом. Поэтому в интернациональном воспитании средствами художественной литературы полезно опираться на патриотические чувства учащихся. Для этого есть и литературоведческая, и педагогическая основы. Есть и определенные методические приемы. Один из них - сопоставление изучаемого на уроке произведения русского писателя с произведением писателя другой национальности на основе сходства проблематики, сюжетных сближений, художественно-образных перекличек. Такой прием можно использовать практически при изучении каждой темы.

Литература:

1.                 Ю.Галанин О патриотическом воспитании//Воспитание школьников 2002 №8

2.                 Педагогическая энциклопедия

3.                 Богданова О.С. Нравственное воспитание старшеклассников\ М., 1988.

4.                 Философский словарь \ ред. Фролов М., 1986

5.                 Теория и практика коммунистического воспитания

Категория: Мои статьи | Добавил: Selina (25.05.2015)
Просмотров: 3094 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Категории раздела
Мои статьи [4]
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 12
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz