Пятница, 03.05.2024, 17:41
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Личный сайт педагога дополнительного образования Селиной Елены Владимировны

Главная » Статьи » Мои статьи

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ СПЕЦТЕХНОЛОГИИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ СПЕЦТЕХНОЛОГИИ.

     Формирование творческой  личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей подростка.

    Наиболее эффективными средствами включения учащегося в процесс творчества на уроке являются:

  • игровая деятельность;
  • создание положительных эмоциональных ситуаций;
  • работа в парах;
  • проблемное обучение.

        Учитель – профессия творческая.  Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся. 

       Подростковый возраст характеризуется психофизиологическими возрастными особенностями, индивидуальной  системой восприятия, низкой степенью развитости познавательных способностей, особенностями учебной мотивации. Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится учащийся, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Преподаватель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.

         Как и где ИКТ могут помочь современному преродавателю в его работе?  Использование ИКТ на уроках спецтехнологии помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Использование ИКТ на различных уроках школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором учащийся становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

   Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала на уроках  спецтехнологии можно назвать создание мультимедийных презентаций.

“Презентация” - переводится с английского как “представление”. Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание подростка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из  особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

      ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ НА УРОКАХ СПЕЦТЕХНОЛОГИИ сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения. Это и телевизионное изображение, и анимация, и звук, и графика. Анализ таких занятий показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом. Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип фасциации (принцип привлекательности). Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать. Достаточно широкое распространение мультимедиа проекторов позволяет значительно увеличить наглядность за счет использование учителем в ходе урока мультимедиа презентации.

 РЕКОМЕНДАЦИИ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИЙ:

1) Не загромождайте отдельный слайд большим количеством информации!

2)   На каждом слайде должно быть не более двух картинок.

3)   Размер шрифта на слайде должен быть не менее 24-28 пунктов.

4)   Анимация возможна один раз в течение 5 минут  .

5) Вся презентация должна быть выдержана в одном стиле (одинаковое оформление всех слайдов: фон, название, размер, шрифт, начертание шрифта, цвет и толщина различных линий и т.п.).

 Таким образом применение ИКТ на уроках усиливает:

  1. положительную мотивацию обучения
  1. активизирует познавательную деятельность обучающихся.

     Использование ИКТ на уроке позволили в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:

  • Принцип равенства позиций.
  • Принцип доверительности.
  • Принцип обратной связи.
  • Принцип занятия исследовательской позиции.

       Использование ИКТ в начальной школе повышает эффективность учебно-воспитательного процесса благодаря следующим показателям:

  • активизации восприятия учащимися за счёт использования звуковых и зрительных демонстраций, выделение главных мыслей;
  • во время выступления учитель не поворачивается к доске, таким образом, не теряет контакта с группой, не тратит время на выписывание текста на доске;
  • большой объём информации может быть получен из Интернета и с компакт - дисков и воспроизведён  на экране, в формате, видимом всеми учащимися;

Применение ИКТ:

  • расширяет возможность самостоятельной деятельности;
  • формирует навык исследовательской деятельности;
  • обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
  • делает урок эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным;
  • сокращает время для контроля и проверки знаний учащихся;
  • обучает учащихся  навыкам контроля и самоконтроля;

а, в общем, СПОСОБСТВУЕТ ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.

Основной целью применения ИКТ является:

  • развитие мышления
  • формирование приемов мыслительной деятельности.

      Кроме этого, используя компьютерные технологии, можно создавать как учителю, так и учащимся, различные обучающие и демонстрационные программы, модели, игры. Такие эффективные разработки формируют позитивное отношение учащихся к учению, предполагают ненавязчивый способ оказания помощи, возможность выбрать индивидуальный темп обучения учащихся. Для этого использую различные методы и приемы.

Учителем используются развивающие методы и приемы:

  1. метод анализа
  1. метод сравнения
  2. метод обобщения
  3. метод классификации
  4. формулировка понятий
  5. внутренний план действий

         При разработке урока с использованием ИКТ уделяется особое внимание на здоровье обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий.

     Использование ИКТ позволяет расширить рамки учебника.

Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях:

  • повышает качество знаний
  • продвигает ребенка в общем развитии
  • помогает преодолеть трудности
  • вносит радость в жизнь обучающегося
  • позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития
  • создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания преподавателя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

         Включение в урок новых средств обучения, позволяет вывести на новый уровень учебно-познавательный интерес, разнообразить процесс обучения. Повышается активность учащихся. Мотивы обучения становятся более устойчивыми, появляется интерес к предмету.

Требования, предъявляемые к преподавателю, работающему с применением ИКТ:

  • Владеть основами работы на компьютере.
  • Иметь навыки работы с мультимедийными программами.
  • Владеть основами работы в Интернет.

При подготовке к уроку мы должны соблюдать этапы.

ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ К УРОКУ:

  • Диагностика (характер учебного материала, структура урока,

               временные затраты в учебном процессе, возможности,

               интересы и способности учащихся и т. д.)

  • Прогнозирование (оценка различных вариантов проведения урока, выбор наиболее оптимального)
  • Планирование (создание методической структуры урока, выбор оптимального для проведения урока форм организации учебной деятельности учащихся, средств обучении и т. д.)  

      Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных работ, позволит преподавателю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Уроки с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности подросткового возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения.

           Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ УРОКА:

  • подготовка учащихся к усвоению новых знаний
  • усвоение новых знаний
  • закрепление новых знаний
  • подведение итогов урока
  • домашнее задание.

         Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у  обучающешося велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий. Использование информационных технологий на уроках спецтехнологии дает возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик. Так, дети с математическими способностями чаще работают по изготовлению программных продуктов- презентаций. Дети “гуманитарии” выбирают работу по составлению кроссвордов или сообщений, докладов, рефератов. Учащиеся имеют прочные, глубокие знания по предметам, у них сформированы стойкие познавательные интересы, развито умение самостоятельно применять полученные знания на практике. Я уверена, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.

     Анализируя различные аспекты использования современных информационных технологий начальной школе можно выделить следующие:

первый аспект – компьютер как объект изучения (это характерно, прежде всего, для курса “Основы информатики и вычислительной техники”);

второй аспект – компьютер как средство обучения, т.е. своеобразный учитель”  (тренажеры, тесты, электронные учебники, мультимедийные энциклопедии и т.п.);

третий аспект – компьютер  как инструмент, позволяющий моделировать учебную задачу, исследовать ту, или иную предметную область и сделать тем самым обучение процессом более творческим.

В своей работе я использую компьютер во всех трёх аспектах, как средство обучения на различных уроках. Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях начальной школы. Для подготовки и проведения урока я пользуюсь программой Power Point, которая позволяет представить материал не только в текстовой форме, но и в форматах видео, аудио. Презентация содержит подобранный мною материал. В ходе урока использую разные виды и формы работы: тестирование, самостоятельная работа, практическая работа, работа в парах, группах, словарная работа, работа с учебником, дифференцированное домашнее задание. Чувствовалась положительная атмосфера в группе. Дети активно работали на уроке.

      Для развития творческих способностей учащихся и активизации их познавательной деятельности предлагаю им творческие задания. Выше было сказано о презентациях. Их использование на уроках просто незаменимо. Я подбираю презентации на разные уроки, по разным темам, нахожу в Интернете, делаю сама.  

Во многих случаях такое дополнение оказывается более эффективным, даёт возможность сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока, насыщает его информацией, расширяет кругозор, прививает познавательный интерес к учёбе. Поэтому, для меня получилось совершенно естественно внедрение этих средств в свои уроки. Главное – возникла положительная мотивация усвоения знаний, пробудился интерес у детей к познанию нового.

       Учителя, которые в своей работе используют ИКТ, пришли к выводу: информационные технологии только для ищущих, любящих осваивать новое учителей.  

Преимущества использования информационных технологий

на уроках:

  • ИКТ позволяют представить учебный материал более доступно и
    понятно.
  • Способствуют реализации развивающего обучения, проблемно-
       диалогического подхода, позволяют организовать на уроке иссле-

   довательскую  деятельность.

  • Позволяют осуществить дифференцированный подход в  обучении.
  • Уроки с использованием информационных технологий не только
    оживляют учебный процесс, но и повышают мотивацию обучения.

     Таким образом, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для познавательных процессов и развития индивидуальных качеств. Применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет решать одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний.

          В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. И ключевую роль в решении этих задач играет владение современным человеком ИКТ.  Использование ИКТ на уроках   позволяет:

  • развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
  • овладевать практическими способами работы с информацией;
  • развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;
  • перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности.

        Это способствует осознанному усвоению знаний; позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся; проводить уроки на высоком эстетическом уровне; индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.

Использование ИКТ позволяет проводить уроки:

  • на высоком эстетическом и эмоциональном уровне

(анимация, музыка);

  • обеспечивает наглядность;
  • привлекает большое количество дидактического материала;
  • повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;
  • обеспечивает высокую степень дифференциации обучения

( индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).

         Планирую и в дальнейшем активно использовать мультимедийные компьютерные технологии на различных уроках, т.к. вижу на практике, какую огромную роль они оказывают на совершенствование процесса обучения. Для меня, как для преподавателя, главным кажется показать учащемуся возможность использования компьютера для получения и обработки информации, таким образом подготовить его к комфортной жизни в условиях современного общества.

    Информационно – коммуникационные технологии расширяют возможности  преподавателя для введения учащихся в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать, представлять и передавать другим информацию; эти технологии значительно повышают дидактические и личностно-ориентированные параметры учебного процесса.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Selina (25.05.2015)
Просмотров: 1430 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Категории раздела
Мои статьи [4]
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 12
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz