Понедельник, 16.12.2024, 03:49
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Личный сайт педагога дополнительного образования Селиной Елены Владимировны

Главная » Статьи » Мои статьи

ДИАЛОГ НА УРОКЕ И ЕГО ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

                   Каким образом этого можно добиться и что должен сделать педагог для того, чтобы его труды не пропали напрасно?

         Определяющей чертой современных методических новаций является ориентация на поисковую деятельность, формирование навыков рефлексивного мышления. Она находит воплощение в разработках по организации учебного процесса в диалогическом диспуте, направленном на развитие интеллектуально-творческой и коммуникативно-дискуссионной культуры личности. В дидактических поисках незаменимым ресурсом становится учебный диалог, понимаемый и как способ работы над содержанием урока, и как форма организации обучения.

Учебный диалог как форма обучения

         Диалоговая природа теоретических знаний определяет необходимость постоянного взаимодействия школьников между собой и с педагогом. Многосторонняя информационная смысловая связь выступает важнейшей составляющей процесса обучения, когда его участники не столько передают друг другу известные всем знания, сколько разворачивают свои аргументы и факты, логику мыслительных операций. И диалог предстает как целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, мнениями в группе ради поиска истины. Учебный диалог — это особая форма обучения, с ее помощью обеспечивается движение его участников (учеников и учителя) к общему для всех познавательному результату.

         Главное назначение диалога в процессе обучения — стимулирование познавательного интереса, вовлечение аудитории в активное обсуждение спорных научных проблем, побуждение к осмыслению различных подходов в аргументации своей и чужой позиции. Ведущая роль диалога в процессе воспитания — формирование убеждений молодежи, ответственного нравственного выбора.

         Настоящий диалог не должен превращаться в дидактическую иллюстрацию, средство развертывания заранее выдвинутого тезиса. Его учебную задачу надо понимать не как простое обнаружение закономерностей и отношений между вещами, а как проблемную ситуацию, имеющую разные пути решения. Следовательно, грамотно организованный диалог имеет обучающую и воспитательную значимость, учит более глубокому восприятию проблемы, умению отстаивать свою точку зрения, оценивать мнения других.

         Специфика диалога в том, что его ход и результат принципиально нельзя предсказать, так как в нем участвуют равноправные голоса, каждый из которых ведет свою объективно субъективную линию. Педагог выступает в роли организатора этого хора неслиянных голосов сознаний, но не претендует на роль всезнающего оракула. Диалог ставит участников в ситуацию порождения внутреннего знания, именно он создает психологическую основу неповторимых идей, гипотез, образов. Рассмотрение научных понятий в «промежутке» разных логик и способов понимания обеспечивает выход учебного диалога на вечные проблемы человеческого бытия, сообщает ему продуктивную неразрешимость и философскую глубину.

         Учебный диалог — понятие довольно широкое. Его разновидностями считаются беседа, спор, диспут, дискуссия, но они неравноценны. Чаще всего на уроке мы сталкиваемся с беседой, когда развитие темы происходит в линейном направлении от известного к новому. Спор предполагает наличие двух или нескольких точек зрения, и только одна из них действительно верная. Диспут строится на узнавании и выяснении всех позиций учеников и выявлении «правильного» знания. Абсолютной свободой обладает дискуссия. Ее развитие соотнесено с изменениями развивающегося знания, диалоговое действие происходит в открытой ситуации и имеет исследовательский характер.

Принципы организации учебного диалога

        Учителю требуется большое педагогическое мастерство, чтобы руководить диалогом, направлять его, допускать плюрализм мнений и свободу суждений. Сохраняя право на последнее (авторитетное) слово, педагог должен учить школьников «парадоксальному разуму культуры»: грамотному изложению своей точки зрения, терпимому отношению к возражениям и критике, монологическому развертыванию положений, умению четко и последовательно выстраивать аргументацию.

Существует ряд условий, без учета которых диалог не может быть эффективен.

•Предмет обсуждения должен содержать внутренний потенциал для разворачивания диалога, то есть давать принципиальную возможность рассмотрения его с альтернативных точек зрения.

•Важно направлять диалог в конструктивное русло. Нужно избегать псевдообсуждений (переключения внимания на другие темы), а также обучать аудиторию многостороннему видению проблемы

•Обязательно соблюдение правил ведения диалога всеми его участниками. Необходимо выработать цивилизационные нормы сотрудничества и стремиться к их выполнению, избегая некорректного, оскорбительного поведения.

•Ключевая роль должна принадлежать инициатору обсуждения. Когда тот не справляется с ролью ведущего, диалог перестает быть управляемым. Задача педагога — найти способ так организовать процесс обсуждения, чтобы не только выполнить учебные цели, реализовать сверхзамысел урока, но и сохранить свой авторитет, статус в глазах окружающих. Если учитель не ощущает в себе достаточных лидерских качеств, предпочтительнее перепоручить ведение разговора другому лицу.

•Педагогический диалог требует заинтересованного отношения ко всем учащимся, уважительного отношения к «я» ребенка. Не следует оставлять без внимания явные противоречия в высказываниях школьников, нелогичность их рассуждений, а также неаргументированные или необоснованные мнения. С помощью наводящих вопросов или тактичных реплик педагог может прояснить содержание высказывания сам, а также переадресовать возникшую проблему аудитории.

         Для того чтобы учебный диалог состоялся, необходимо предварительно подготовить его участников. Во-первых, требуется эмоционально-психологическая настройка. Педагог должен объяснить специфику такой формы работы, снять поведенческие барьеры и др. Во-вторых, надо обсудить организационные вопросы (регламент диалогического урока, время и очередность выступлений и т. п.). В-третьих, важно провести предметную (содержательную) подготовку, чтобы учащиеся владели учебным знанием, имели материал для дискуссии.

«Точки затруднения» в ходе диалога

         Наибольшие затруднения обычно связаны с вхождением в диалог. Необходимым элементом структуры занятия является предварительное пояснение вопроса, проблемы, ситуации. Вводную часть надо строить так, чтобы актуализировать имеющиеся у аудитории сведения, ввести нужную новую информацию, пробудить интерес к предмету.

         При вхождении в диалог применяют несколько приемов. Например, предварительное обсуждение вопроса в малых группах. Иногда целесообразнее инициировать выступление ученика перед классом с докладом (сообщением), раскрывающим суть проблемы. Учитель может прибегнуть к краткому предварительному опросу. В качестве вводных приемов используют также ролевые игры, инсценировки, иллюстративный материал (диафильмы, фото- и кинофрагменты, аудиозаписи и пр.).

         Все приемы по-своему эффективны, но не следует забывать о времени: организатору разговора нельзя зависать на каком-либо из вводных моментов, уходить от сути проблемы.

         Основная часть учебного диалога является ключевой в решении поставленных задач (обсуждении проблем, вопросов, ситуаций). Учителю необходимо знать о том, что обмен идеями, мнениями требует постоянного напряжения и внимания. Диалог редко протекает ровно, без эмоциональных всплесков или спадов. Наивысшего напряжения он достигает в критических (кульминационных) моментах — «точках удивления», мгновениях прозрения, откровения. Их важно суметь распознать по блеску в глазах детей. И надо постараться не дать ему погаснуть в «промежутке» разных логик и способов понимания.

         Организатору стоит иметь в виду как продуктивные, так и непродуктивные приемы руководства ходом дискуссии. Генерация идей возрастает, когда учитель избегает психолого-педагогических ошибок:

 •дает достаточно времени, чтобы сосредоточиться и обдумать ответы (это может быть пять семь секунд);

•уходит от некорректных формулировок, вопросов, содержащих двусмысленность, неопределенность;

•не обходит вниманием ни одного ученика и не игнорирует ошибочные ответы;

•оперативно помогает в формулировании высказывания (обобщает факты, расширяет контекст, меняет направление размышлений, задает наводящие вопросы, проясняет реплики и т. д.);

•разрешает возникающие межличностные разногласия, снимает трения, побуждает к углублению мысли, соотнося создаваемый диалог с виртуальным эталоном.

           Основное средство удержания внимания и развития диалога — это вопросы, их вправе задавать не только организатор, но и другие участники обсуждения. Однако именно ведущий способен создать интерактивную ситуацию, вызвать ответную реакцию. Также учитель может использовать такие приемы активизации мыслительной деятельности школьников, как: а) резюме сказанного по основной теме дискуссии; б) панорамный обзор представленных данных, фактических сведений; в) суммирование того, что уже обсудили, и определение вопросов, подлежащих дальнейшему рассмотрению; г) повторение, переложение сложных высказываний; д) анализ хода обсуждения материала. Значительно помогают краткая фиксация опорных моментов на доске для детей с развитой визуальной памятью и запись опорных схем в тетрадях для учащихся с ведущей моторной памятью.

         Диалог нельзя просто оборвать со звонком на перемену. Завершение обсуждения должно быть связано с подведением содержательных итогов, обобщением сказанного.          Выводы фиксируют как по ходу, так и по окончании разговора. Желательно, чтобы они были краткие, но емкие, охватывали весь спектр идей-мнений.

Для проведения итоговой рефлексии можно использовать такие вопросы.

1. Ответили ли мы на вопрос, поставленный в начале диалога?

2. В чем мы не достигли успеха и почему?

3. Отклонялись ли мы от темы?

4. Все ли принимали участие в обсуждении?

5. Были ли факты нарушения порядка во время ведения диалога? Кем и когда?

           В системе уроков дискуссий выводы предыдущего урока могут стать отправной точкой для перехода к следующей теме. Тогда отдельный урок становится составной частью педагогической деятельности диалогического типа.

          Диалог как двусторонняя информационная смысловая связь является важнейшей составляющей процесса обучения. Например, материал курса геометрии дает возможность варьировать самые разнообразные сочетания приемов выдвижения учебных проблем в соответствии с целями и задачами обучения. Содержание учебника построено таким образом, что позволяет при незначительных изменениях реализовать «рассуждающий» и «диалогический» методы изложения. С помощью рассуждающего метода учитель вводит в доказательство систему вопросов. Более активное включение учеников в процесс познания достигается сочетанием рассуждающего метода с диалогическим. Такая работа требует включения системы вопросов и небольших заданий исполнительского и проблемного характера. Так как процесс доказательства любой теоремы строится на использовании в качестве опорных знаний ранее изученных теорем, признаков, понятий, то такие вопросы и задания не только возможны, но и целесообразны. Выбор исследовательского или эвристического метода, которые учат школьников основам творческой деятельности, часто требует перестройки содержания учебного материала. Иногда процесс усвоения протекает более эффективно, если перед  обучающимися поставить систему таких вопросов и заданий, выполняя которые они смогут самостоятельно сформулировать теорему. Учитель должен уметь не только обеспечить условия для развития личности, сделать этот процесс отлаженным и управляемым, но и обучить всему этому своих учащихся, сделать их мыслящими субъектами, не теряющимися в любой жизненной ситуации. В этом и состоит главное назначение учителя.

 

 

 

 

Литература

1. ИД "Деловой мир" 2009 г.  

02.10.2006

Иван Вознесенский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Selina (25.05.2015)
Просмотров: 1284 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Категории раздела
Мои статьи [4]
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 12
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz